Причины и лечение психологического запора у детей

Диагностика и выбор эффективного метода борьбы с психологическими запорами у детей на сегодняшний день является одной из наиболее серьезных проблем, как для врачей педиатрического профиля, так и для родителей. Часто проходит длительный период времени до того, как происходит обращение в лечебное учреждение, что напрямую влияет на прогноз и выбор лечения. Подход при этом осуществляется индивидуальный ввиду особенностей организма ребенка.

Определение

Понятие запора является синдромологическим, то есть это всего лишь симптомокомплекс, а не диагноз. При этом важно понимать, что обычно он имеет множественную этиологию, от чего зависит выбор последующего лечения.

У детей любого возраста частота стула устанавливается индивидуально, поэтому далеко не во всех случаях целесообразно говорить о запоре.

РебенокО нарушении дефекации следует говорить, если частота стула резко отличается от установившейся индивидуальной нормы ребенка. При этом наблюдается также изменение консистенции каловых масс или присоединение других симптомов, которые отягощают состояние.

В норме содержимое кишечника удерживается благодаря тонусу внутреннего анального сфинктера. При накоплении достаточного количества каловых масс, стенки полого органа, в которых есть рецепторы и нервные сплетения, растягиваются, что вызывает рефлекторный позыв к дефекации.

Понятие «психологического» запора весьма условно. Его выделяют исключительно ввиду не только распространенности явления, но сложности установления точной причины, без чего невозможно эффективно избавиться от проблемы.

Причины

Психологические проблемы могут являться как непосредственной причиной запора, так и приводить к развитию заболеваний. К тому же нельзя исключать одновременное воздействие нескольких факторов.

Патофизиологический механизм заключается в нарушении нервной регуляции желудочно-кишечного тракта и других систем органов, которые воздействуют на него.

В 1 год

Ребёнок первого года жизни основную часть своего времени ест или спит. В этих условиях полноценная дефекация считается показателем нормального здоровья. При этом большинство физиологических систем в этом возрасте еще не сформирована должным образом, в том числе нервная.

Наиболее тесную связь малыши имеют именно с матерью, ведь тактильный контакт долгое время остается основным общением между ними. Несмотря на то, что они еще не способны к более глубокому анализу поступающей информации из окружающего мира, они могут реагировать на нее.

Так, неблагоприятная атмосфера в семье, длительная разлука с матерью и отсутствие соответствующего досуга (наличие игрушек, прогулки на свежем воздухе, совместные активные игры с родителями) могут приводить к нарушению пищеварения.

В 2-3 года

К 2-3-летнему возрасту дети стремительно растут и развиваются, с интересом воспринимая информацию об окружающей среде. При этом происходит большое количество важных для них моментов, таких как: устойчивое прямохождение, обогащение речи, приучение к горшку, поход в детский сад.

Ребенок уже способен сформулировать свои желания, осознавать различные эмоции и чувства, которыми он реагирует на происходящее вокруг. В этой ситуации возможны следующие причины развития запоров:

  • В туалетеЗнакомство с детским коллективом часто сопровождается большим стрессом для ребенка, который до этого привык только к тесному отношению со своей семьей. Подобные условия вызывают стеснение, особенно при необходимости опорожниться, что приводит к задержке дефекации;
  • Неприятный опыт в прошлом, связанный с опорожнением кишечника (боль при запоре, сильная диарея);
  • До 3-летнего возраста регуляция кишечника все еще устанавливается, поэтому иногда дети могут неожиданно даже для себя опорожниться. Самая большая ошибка родителей в этой ситуации – физическое наказание или резкая критика на повышенных тонах. В последующем ребенок из страха расстроить близких людей не может совершить дефекацию;
  • Неправильное приучение к горшку или злоупотребление памперсами;
  • Ссоры родителей или конфликты в детском коллективе;
  • Необходимость ходить в туалет вне привычных мест, резкая смена любимого горшка.

В 4-6 лет

Дети дошкольного возраста уже достаточно умны, осознанны, но при этом абсолютно отличаются между собой. Психоневрологические факторы в основном совпадают с таковыми в более ранние годы, меняются лишь условия на фоне развития ребенка.

Психологический запор у ребенка 4-6 лет может возникнуть по таким причинам:

  • Приучение к унитазу и общему туалету;
  • Боязнь дефекации, связанная с физическим наказанием, ссорами в семье, ранее перенесенной болью;
  • Ситуация, повлекшая за собой порицание и издевательства в детском коллективе (внезапное опорожнение кишечника или мочеиспускание);
  • Переход из ясельной группы в более старшие, смена места жительства или дошкольного учреждения;
  • Недостаток родительного участия, внимания, любви.

По мере взросления ребенка они становятся также более требовательными, вплоть до истерик и капризов. В таком случае возникает понятие «псевдозапора», когда он специально сдерживает дефекацию, чтобы получить желаемое или в качестве противодействия родителям.

Старший возраст

Диагностика запоров у детей школьного возраста становится намного более сложной ввиду их относительной самостоятельности и отсутствия постоянного контроля со стороны родителей. Иногда они длительное время даже не подозревают ни о проблемах с дефекацией, ни о возможных причинах.

Психологические факторы также во многом совпадают с таковыми ранее. Они базируются на страхе, стыдливости, уже появляются особенности характера, принятие ребенком своих личностных качеств.

Стрессовые ситуации в школе связанны с учебным процессом, успеваемостью, посещением большого количества секций, отношениями со сверстниками и более старшими товарищами. Часто дети умалчивают о моментах унижения, насилия и издевательства над ними, чтобы не огорчать родителей.

Симптомы

Когда ребенок боится какать, часто родители не знают, что делать при этом. Прежде всего необходимо понять, запор ли это, после чего выбирать тактику действий.

Запор характеризуется появлением следующих симптомов:

  • ЗапорРебенок ходит в туалет по-большому значительно реже обычного (своей индивидуальной возрастной нормы);
  • Каловые массы уплотнены, твердые, выделяются в виде комков или фрагментированных фекалий («овечий кал»);
  • Для того, чтобы опорожнить кишечник, ребенку приходится сильно натуживаться, возникают неприятные ощущения;
  • Дети младшего возраста становятся резко беспокойными или вялыми, часто плачут, капризничают, сторонятся других детей;
  • Снижается аппетит, усиливается чувство жажды.

При длительной каловой интоксикации ухудшается состояние кожи, ногтей и волос. У детей появляется сыпь, иногда с наличием гнойничковых элементов, страдает общее самочувствие, настроение, снижается успеваемость.

Если же на фоне запора присоединяются такие симптомы, необходимо срочно обратиться к педиатру, который после проведения обследования расскажет, как лечить ребенка:

  • Высокая температура тела;
  • Боль в животе или прямой кишке (иногда непосредственно в области анального отверстия);
  • Тошнота, рвота;
  • Понос, который сменяет запор;
  • Наличие крови, гноя и слизи в фекалиях;
  • Головокружение, судороги, потеря сознания.

Осложнения

Хронические запоры, вызванные воздействием психологических факторов, при отсутствии лечения приводят к функциональному или органическому поражению кишечника. Чем дольше и чаще уплотненный кал задерживается в конечных отделах пищеварительного тракта, тем сильнее он повреждается.

БолиВозможно развитие следующих осложнений:

  • Синдром раздраженного кишечника. Манифестация обычно происходит именно в детском возрасте на фоне психоневрологических расстройств;
  • Функциональный мегаколон;
  • Выпадение прямой кишки;
  • Стеноз анального отверстия;
  • Изжога. Является предвестником гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ);
  • Задержка психомоторного развития;
  • Обезвоживание;
  • Потеря массы тела;
  • Анемия – клинико-гематологический синдром, который отражает снижение концентрации гемоглобина и/или эритроцитов в крови;
  • Воспалительные повреждения желудочно-кишечного тракта (энтериты) вплоть до гнойных осложнений (парапроктит, абсцессы, флегмоны);
  • Развитие психоневрологической патологии на фоне социальной стигматизации – депрессия, мании;
  • Снижение иммунитета (проявляется частыми респираторными и энтероинфекциями);
  • Кишечная непроходимость;
  • Геморрой;
  • Анальные трещины.

Методы лечения

Что делать при появлении запора может определить только лечащий врач. Для установления причины или исключения более серьезных заболеваний нужно обратиться к педиатру. Он соберет анамнез, проведет тщательный осмотр и при необходимости назначит различные диагностические мероприятия.

Немедикаментозные

При установлении психо- или неврогенного запора в большинстве случаев удается избавиться от проблемы с помощью немедикаментозных методов. Это играет большую роль особенно в раннем детском возрасте, когда многие фармацевтические препараты противопоказаны.

Врачи детского профиля могут дать большое количество рекомендаций по изменению режима дня, коррекции питания, а также направление к психологу, который специализируется на проблемах данной возрастной группы.

Советы родителям

РебенокЕсли у ребенка появился психологический запор, родителям стоит принять во внимание следующие советы, чтобы понять, что делать в подобной ситуации:

  1. Когда дети боятся ходить в туалет на фоне частых стрессовых ситуаций или резкой смены условий среды, лучше всего обратиться к психологу. Возможно потребуется многомесячная работа по возвращению ментальной устойчивости, однако это позволит избавиться от запора без применения медикаментозных средств;
  2. Наблюдайте за своим ребенком в любом возрасте и оказывайте ему должное внимание;
  3. Учитесь уважать личные желания, пространство и особенности своего малыша. Далеко не всегда есть необходимость в повышении голоса или других видах наказания. Уже с 2-3-летнего возраста стоит учиться разговаривать и понимать его;
  4. Не стесняйтесь обращаться за консультациями к педиатрам – это один из обязательных аспектов их работы;
  5. Если запор возник из-за воздействия психологических факторов, не спешите прибегать к применению слабительных препаратов. Таким образом можно еще сильнее навредить ребенку как физически, так и морально;
  6. При отсутствии эффекта от немедикаментозных мероприятий по борьбе с запором следует в ближайшее время исключить органическую или другую функциональную патологию;
  7. Старайтесь не участвовать в конфликтах при ребенке.

Рекомендации психологов

Если проблемы возникают в первые годы жизни ребенка, важно создать максимально комфортные условия во время акта дефекации. Для этого можно выполнять такие рекомендации:

  1. Когда вы садите ребенка на горшок или унитаз, разговаривайте с ним доброжелательно. Не менее важен тактильный контакт – поглаживания по голове, спинке, рукам;
  2. Ребенку необходимо отвлечься от страха дефекации – начните ему петь, играть с ним или рассказывать интересную историю;
  3. По мере взросления старайтесь объяснять простыми словами ему, что ходить в туалет – это хорошо и нужно, а боли больше не будет;
  4. В санузлеЕсли опорожнение произошло в неподходящий момент, ребенка нельзя ругать. Улыбнитесь, успокойте его и быстро отвлеките на что-нибудь другое;
  5. Во время игр с куклами имитируйте хождение на горшок. Расскажите, как необходимо это правильно делать в игровой форме;
  6. Смените горшок, который послужил причиной неприятных воспоминаний. Объясните, что новый более «хороший» и «добрый»;
  7. После дефекации рассказывайте ребенку сказку или угостите его полезными вкусностями (самодельные конфеты с сухофруктами, сладенький компот, фрукты).

Режим дня

Нормальное развитие и функционирование организма ребенка тесно связано с его распорядком дня. Нельзя поддаваться детским капризам и позволять ему пропускать приемы пищи, отсиживаться дома за компьютером или спать до обеда.

Правильно организованный режим сна/бодрствования должен проходить на фоне установления четкого времени приема пищи. Желательно, чтобы это происходило ежедневно в одни те же часы. В этих условиях желудочно-кишечный тракт будет работать так же регулярно.

При этом стоит помнить, что детям нужно употреблять достаточное количество жидкости, кисломолочные продукты и первые блюда ежедневно в обязательном порядке.

В функционировании кишечника большую роль играет двигательная активность. Поэтому с малых лет необходимо приучать ребенка к выполнению утренней зарядки, элементарных гимнастических упражнений и ежедневным прогулкам на свежем воздухе.

С 3-4 лет ребенка можно отдать на курсы плавания, гимнастики, велосипедной езды или в секцию спортивных игр. Это будет не только полезно, но и весело.

Диета

ЕдаПитание детей должно быть сбалансированным, питательным, но при этом состоять из полезных и натуральных продуктов. Необходимо ежедневно употреблять растительную клетчатку, которая содержится в овощах и фруктах.

При необходимости можно добавлять ребенку в пищу отруби (1 ч.л.) и сухофрукты (чернослив, курага, изюм) для улучшения дефекации.

Не стоит часто давать ему жирные, копченые или острые блюда. К их числу также относятся фабричные кондитерские изделия и газированные напитки, которые содержат большое количество сахара и различных добавок.

Избегайте употребления свежей выпечки, грибов, орехов и сваренных вкрутую яиц. Пищеварительному тракту такие продукты довольно тяжело переварить, что часто приводит к появлению метеоризма.

Медикаментозные

Использование слабительных препаратов должно стоять на последнем месте при выборе способов лечения психологического запора. Это связано с тем, что они действуют симптоматически, не устраняя причину.

К тому же высок риск развития не только привыкания, но и нарушения формирования правильного рефлекса дефекации, что фактически делает довольно большого ребенка изгоем, которому сложно адаптироваться в обществе других детей.

В тяжелых ситуациях обычно прибегают к использованию следующих фармацевтических средств:

  • «Микролакс». Средство в удобной упаковке вводится в прямую кишку по инструкции. Его выпускают для детей от 0 до 3 лет и старшего возраста. Действует в течение 15-20 минут, вызывая дефекацию;
  • «Дюфалак». Размягчает уплотненные каловые массы, тем самым облегчая их выведение. Перед использованием необходимо тщательно ознакомиться с противопоказаниями;
  • «Глицериновые свечи». Также является препаратом для экстренной помощи. Допускают их применение с первых месяцев жизни ребенка (начиная от ¼ одного суппозитория);
  • «Линнекс» (или любой другой пробиотик, например, «Хилак форте»). Назначают часто в составе комплексного лечения запоров для восстановления баланса микрофлоры кишечника.

Перед применением лекарственных препаратов обязательна консультация педиатра. Только опытный врач может подобрать и назначить подходящее фармацевтическое средство, которое принесет минимум вреда ребенку.

В тяжелых случаях может потребоваться лечение у невролога, психиатра или хирурга.

С этим читают

Отзывы и комментарии